26.07.2018
ТИПЫ РИСУНКА ПРОТЕКТОРА
ТИПЫ РИСУНКА ПРОТЕКТОРА
Применяемость шин для тех или иных условий движения определяется типом рисунка протектора.
Типы рисунка протектора
а) дорожный. Состоит из шашек или ребер, разделенных канавками
тип рисунка протектора - зимний
б) дорожный направленный. Несимметричный относительно радиальной плоскости колеса
тип рисунка протектора - зимний, предназначенный для ошиповки
в) дорожный асимметричный. Несимметричный относительно центральной плоскости вращения колеса
тип рисунка протектора - универсальный
г) всесезонный. Занимает промежуточное положение между дорожным и зимним
тип рисунка протектора - повышенной проходимости
д) зимний. Выступы протектора имеют острые кромки
тип рисунка протектора - дорожный направленный
е) зимний, предназначенный для ошиповки
тип рисунка протектора - дорожный асимметричный
ж) универсальный. Состоит из шашек или ребер в центральной части беговой дорожки и грунтозацепов по краям
и) повышенной проходимости. Состоит из грунтозацепов, разделенных выемками
Шины с дорожным рисунком (а, б, в) предназначены для эксплуатации на дорогах с покрытием хорошего качества (асфальт, бетон, гладкий грунт и др.). Такие шины отличаются низким сопротивлением качению, высокой износостойкостью, низким шумообразованием. На загрязненных и заснеженных дорогах сцепные свойства этих шин невысоки, поэтому для эксплуатации автомобиля зимой их рекомендуется заменить универсальными или зимними.
Всесезонный рисунок (г) - своего рода компромисс между дорожным и зимним рисунками или предназначенный для бездорожья. У таких шин повышенное по сравнению с дорожными сопротивление качению, ниже износостойкость, выше уровень шума, однако, лучше сцепные качества на загрязненных или заснеженных дорогах. Впрочем, в глубоком снегу или на раскатанных и обледенелых покрытиях всесезонные шины, безусловно, проигрывают специальным зимним, особенно ошипованным. Зимние шины отличаются крупными шашками протектора с дополнительными мелкими поперечными (по отношению к направлению движения) прорезями – ламелями и широкими канавками (г, д). Кроме того, для повышения сцепных свойств шин на скользких участках протекторная резина у них обычно более "мягкая", чем у дорожных и других. На твердых дорогах (асфальт, бетон, гравий) эти шины, как правило, шумны, "мягкая" резина быстро изнашивается, возрастает расход топлива. При этом управляемость автомобиля ухудшается: из-за "переступания" по дороге высоких шашек протектора, падает курсовая устойчивость, возрастает боковой увод.
Часть зимних шин (не все) предназначена для применения шипов противоскольжения. У таких шин дополнительно к шашкам рисунка с прорезями-ламелями выполнены цельные крупные шашки, часто с отмеченным местом для установки шипа.
Шины с универсальным рисунком протектора (ж).
Шины повышенной проходимости (и) отличаются "грубым" рисунком протектора, расчлененным больше в продольном, нежели в поперечном направлении, как у зимних шин (е). Это снижает сцепные свойства на скользких участках, однако повышает курсовую устойчивость в условиях бездорожья. Высокие тормозные качества в этих ситуациях, как правило, не требуются, поэтому шашки такого рисунка не расчленяют ламелями так глубоко и часто, как у зимних шин.
Наиболее распространены шины с дорожным, универсальным и зимним типами рисунка протектора. Любой из рисунков протектора может быть направленным (б), т. е. предусматривающим установку данной шины на автомобиль строго для вращения в определенную сторону. Обычно направленными делают дорожные и зимние шины. Другой вариант рисунка - асимметричный (в). Такие шины предназначены для установки одной стороной внутрь (ближе к оси движения автомобиля), другой - наружу. Асимметричными чаще бывают универсальные шины, наружная часть которых лучше "работает" летом, на сухих твердых покрытиях, а внутренняя - зимой. Фирмы-производители запрещают неправильную установку шин с направленным либо асимметричным рисунком, так как поведение автомобиля может резко измениться в худшую сторону.
Источник: TOPOF.RU