02.05.2018
Как выбрать мотошины правильно
Как выбрать мотошины правильно
Полезных материалов, посвящённых автомобильным шинам на нашем сайте более чем достаточно. А вот с информацией о резине для мотоциклов дела обстоят не так хорошо. Мы решили исправить это и представить вашему вниманию серию полезных материалов:
Особенности эксплуатации мотошин
Шины для мотоцикла обладают своими уникальными особенностями, которые зависят от условий эксплуатаций двухколёсного транспорта. Однако, по основным конструктивным решениям мотошины не особенно отличаются от легковых автошин. Шины для мотоциклов могут быть камерными и бескамерными, диагональными и радиальными. Всё, как у авторезины. Справедливо и то, что основное внимание при выборе шин следует уделять личному стилю вождения, а также условиям эксплуатации мотоцикла. То есть важно ответить на два главных вопроса: «как ездить?» и «где ездить?».
Степень износа мотошин напрямую зависит от типа байка. К примеру, у мотоциклов типа чоппер и круизер быстрее изнашивается задняя покрышка. Это происходит из-за того, что и во время езды, и во время торможения основная нагрузка приходится именно на заднюю шину. Противоположная ситуация наблюдается у спортбайков: быстрее изнашивается шина, установленная на переднем колесе.
Кроме того, в сравнении с автомобильными шинами моторезина имеет пятно контакта меньшей площади, что ставит во главу угла именно вопрос безопасности. Иногда ради неё приходится жертвовать комфортом и долговечностью, но об этом чуть позже…
Рисунок протектора напрямую зависит от местности и стиля вождения. Выбор туристической моторезины на спортбайк может продлить срок службы колёс, но снизит управляемость. Верно и обратное. Как правило, на протектор передней мотошины помещают продольные канавки, что обеспечивает сопротивление боковому скольжению. На задней шине, в свою очередь, используются зигзагообразные канавки или шашечный рисунок. Впрочем, бывают совершенно гладкие мотопокрышки – слики. Они хороши, поскольку имеют самое большое пятно контакта, но есть у них один фатальный недостаток: они держат только хорошую, сухую дорогу. Рекомендовать их в российских условиях эксплуатации мы бы не стали. Для отведения жидкости из пятна контакта применяются два типа канавок. Первые – продольные, ахиллесова пята которых заключается в том, что они снижают устойчивость байка при прохождении поворотов. Вторые – поперечные, применение которых ведёт к повышению вероятности пробуксовки.
Размер мотошин
Первое и главное, что необходимо знать – это размер шины, подходящий для вашего мотоцикла. Выяснить его просто. Для этого нужно либо посмотреть в инструкцию по эксплуатации мотоцикла, либо, если есть старая шина, посмотреть на отметку о её типоразмере на боковине. Размер – параметр постоянный. Как и в случае с автомобилями, существует соблазн установить на байк резину большего, чем рекомендовано, размера. Это понятно: кому не хочется сделать мотоцикл более внушительным и красивым. При этом всё же не стоит пренебрегать требованиями производителя, нарушение которых может привести к серьёзному ухудшению управляемости. В целом, небольшие отклонения от стандартов позволить себе можно. Допустимые границы – +/- 10 миллиметров на заднем колесе для универсального или дорожного мотоцикла. На переднем отклонения запрещены.
Камерные и бескамерные мотошины
Стоит сказать несколько слов о камерных и бескамерных шинах. Внутри первых есть заполненная воздухом камера, вторые изготовлены из цельной герметичной резины. Если в мире легковых автошин, камерные модели уже почти ушли в небытие, то некоторые производители мотоциклетных шин продолжают выпускать камерные модели. Зачем? Они отлично подходят мотоциклам со спицованными колёсами.
Диагональные и радиальные мотошины
Как и автошины, моторезина может быть диагональной или радиальной. Стоит напомнить, что в диагональных шинах – нити корда перекрещиваются друг с другом под углом сорок пять – шестьдесят градусов. Диагональные шины сегодня считаются устаревшими, поскольку обладают минимальной износостойкостью (в сравнении с радиальными они изнашиваются быстрее в полтора – два раза). С другой стороны, они достаточно прочны, демонстрируют высокий уровень акустического комфорта, а также значительно легче справляются с механическим повреждениями. На диагональные шины стоит обратить внимание владельцам мотоциклов, активно эксплуатирующим своё транспортное средство в условиях бездорожья.
В радиальных шинах нити корда расположены параллельно друг другу. На сегодняшний день радиальная моторезина – мейнстрим в полном смысле этого слова, большинство производителей выпускают именно радиальные мотошины.
Расшифровка маркировки мотошин
Несколько слов стоит сказать о маркировке мотоциклетных шин.
ТТ, что расшифровывается как «Tube Type» означает, что данная покрышка камерная.
Т, соответственно, Tubeless, говорит о том, что шина бескамерная.
Взятые в овал цифры, которые можно найти на боковине, говорят о времени изготовления шины. К примеру, цифры 909 означают, что модель была создана в девятую неделю (первая цифра говорит о неделе, конкретный день изготовления мотошины указывать не принято) 2009-го года.
На бортах мотошин указываются конструктивные особенности, среди которых количество слоёв каркаса и брекера, а также материал, из которого изготовлен корд. Данная информация, выглядит следующим образом, к примеру: TREAD: 2 RAYON 1POLYAMIDE.
Маркировка «DOT» говорит о том, что данная модель полностью отвечает требованиям безопасности Департамента Транспорта США. Как следствие, она допущена до эксплуатации на территории США.
В свою очередь, ЕЭК ООН ставит на мотошины букву «Е», рядом с которой должна стоять цифра, говорящая о том, в какой именно стране данная модель проходила испытания. Цифра «1» означает Германию, «2» - Францию, и так далее. Если интересно, России соответствует цифра «22». Рядом, как правило, располагается индекс – номер сертификата проверки. Если на одной шине есть маркировка и «DOT», и «Е» – это значит, что обутый в неё байк может смело рассекать по дорогам России, Америки и Европы.
Буква «F» в маркировке говорит о том, что данная мотошина может быть установлена исключительно на переднем колесе. Кроме того, аналогичную информацию могут нести надписи «Front Wheel Only» (также допустимым является способ записи «Front Wheel»). Для заднего колёса предусмотрена собственная отметка – «Rear Wheel».
Стрелка на мотошине указывает направление её вращения. Иногда стрелку сопровождает надпись «Rotation». Это правило работает для всех шин, за исключением моделей с симметричным рисунком протектора, где в данном знаке нет никакой необходимости.
Кратко пробежимся по некоторым другим надписям, которые можно увидеть на боковине мотошины: «ETRTO» – Объединение европейских производителей шин и дисков; «Steel» (сталь) – шина оснащена опоясывающим металлокордом; «FMVSS» – стандарты безопасности дорожного движения, принятые в США.
Кроме того, символами может быть отмечена сезонная принадлежность моторезины или даже погодные условия эксплуатации. «Солнышко» говорит о том, что шина летняя, «снежинка» – зимняя. Есть так же ряд буквенных обозначений:
Во-первых, «Rain» – дождь;
Во-вторых, «Aqua» (Water) – также говорит о дождевой природе резины.
В-третьих, «AW» расшифровывается, как всепогодная.
Надеемся, что эта статья была для вас полезной.
Источник: express-shina.ru